ЗА СУХИМИ ЦИФРАМИ ИЛИ ДЕМОГРАФИЯ XIX ВЕКА
Сейчас, скорей всего, мало кто из нас интересуется статистическими данными по различным сферам современной жизни. Не знаю числа родившихся, умерших и сочетавшихся браком в 2017-м году. В 1880-м году в волости родилось 309 младенцев: 150 – «мужеска пола» (так в ведомости), 159 – «женска», больше всего родилось в Тасеевском приходе – 105 детей. В указанном году венчалось 166 человек, следовательно, образовалось 83 новых семьи. Если учесть, что супруги, вступившие в церковный брак, практически не имели права на развод, в ведомости не предусматривались сведения о прекращении брачных отношений. Понятно, что это не означает поголовно счастливых семей, может, жили по принципу: стерпится – слюбится. Кто знает, сколько горя натерпелся один из супругов (наверно, исключительно жена) и сколько не видимых миру слез было пролито. Ну, и печальная статистика: в 1880 году умер 371 человек, из которых 188 – женщины. Немного странно, потому что сейчас мужчин умирает больше, чем женщин, встретить вдовца, в отличие от вдовы, можно гораздо реже. Далеко не все мужчины доживают до возраста выхода на пенсию, не говоря о преждевременных смертях молодых людей, в которых, к сожалению, они сами и виноваты. В ведомости содержатся данные о возрасте умерших. Статистика приведена в целом по Благочинию Канского округа, в котором скончалось в целом 688 человек. Невольно обращает на себя внимание цифра: от рождения и до пяти лет умерло 428 детей. Что говорить, детская смертность была чрезвычайно высока. Если сейчас смерть ребенка – это чрезвычайное происшествие, раньше такое воспринималось философски: бог дал – бог взял. Правда, и женщины тогда рожали, пока были способны рожать. Нынче ситуация другая, в семье воспитывается один или два ребенка, редко – три и более. Да и многодетные семью зачастую относятся к категории малоимущих или неблагополучных. Все-таки в 1880 году такого понятия не было, Может, потому, что существовали моральные нормы и ограничения, не все из которых были установлены церковью, а пришли из народных обычаев. Жаль, что подобных ограничений для образа жизни людей и семей ни религиозных, ни взятых из народных жизненных традиций не существует. Наверное, и наш социум был бы благополучнее. Как правило, в мир иной отходили люди пожилого возраста. В ведомости отмечено сравнительно мало смертей до пятидесяти лет, в основном старше. Имея возраст более девяноста лет в 1880 году умер один старик. Значит, долгожители и тогда тоже были. Невольно подумаешь: прошло более ста тридцати семи лет, а кто помнит родившихся, браком сочетавшихся и почивших? Даже у далеких потомков в памяти они не сохранились, как и сами их могилы. Вы думаете, о нас будут помнить через сто сорок лет? В примечании отдельно указывается, что родились 41 мальчик и 51 девочка – незаконнорожденные. Все понятно. По нынешней терминологии – матери-одиночки. Правду сказать, чалдоны довольно терпимо относились к детям, которых «набегали» дочери: «Ладный парнишка, пушшай растет» И баба с дедом так и растили «ладного парнишку» либо девчонку сами, а матери, даже если она выходила замуж, дитя не передавали. В советское время, лет пятьдесят назад, появление внебрачного ребенка не приветствовалось, поведение молодой женщины могли расценить как аморальное. А теперь рождение ребенка у незамужней девушки стало обыденным явлением. Время корректирует моральные принципы, считавшиеся некогда незыблемыми. Называю цифры сухими, однако когда-то за ними стояла жизнь. Стоит только слегка задуматься.
| |
|
Поделиться новостью >>> |
|
Дата: 27 Ноя 2024 | Закреплено| Разное | |
| |
|
Всего комментариев: 0 | |