КУПАЛЬСКИЕ СТРАСТИ
В Тасееве прошел замечательный фольклорный праздник Иван – простак, добряк, но и силач, истинно русский. Он отмечает именины 62 раза в году и всегда утверждает, что меры не перебирает, а мера русская известна: две четверти (6 литров) Потому его называют Иваном Елкиным (кабацким) Самые известные его именины – Иван-долгий (в мае), Иван-сухой (в августе), Иван-постный, день Усекновения главы Предтечи (середина сентября), Иван-бражник (январь), ну, и Ивановщина – 7 июля. Именинный пир, престольный праздник Рождество Иоанна Предтечи, Иван Купала или Кокуй. По поверьям в этот день на лысых горах, на юрах правят ведьмы, повсюду шастают оборотни, колдуны, разные проказы устраивают домовые, водяные, лешие, русалки, в водоемах раскрываются кувшинки, в лесных чащах расцветает папоротник – и тот, кто найдет его голубой цветок, и клад будет, и желания его исполнятся. Празднуя, люди жгли в полях костры, через них прыгали, купались в купелях (водоемах) и в росе, плясали и водили хороводы вокруг дерева, собирали целебные травки, ставили под росу кринки и горшки с молоком, чтобы буренушка приносила ведерные удои. По воспоминаниям старожилов в пору становления нового острога тасеевские поселенцы съезжались за версту от Хандалы на правый берег Усолки. В ней топили кострому (соломенное чучело) – одни оплакивали, другие опускали ее ко дну вилами. Управившись, приступали к последнему пиру – веселились и пили. Но до Петровок, потому как с них начинались страдные работы (тут уже не гульнешь) Случалось празднующие попадали под ливни, разбредались по чащобам. Тогда и надумали поставить избу (не с того ли времени и возникла на том гульбище деревушка Кокуй) Интересно, что старожилы упоминали и о цыганах, которые с начала 20-го века съезжались в канун Купалы на южную окраину Тасеева на левый берег Усолки, на поляну, окруженную речкой Усолкой с высоким правым берегом и хвойным лесом с родниковым болотом, в котором водились всякие твари-змейки, лягушки, жабы. Вокруг шастали волки в надежде приласкать кумушек (лисиц), каковых у устья родникового ручейка разводил дед Афоня.
С вечера цыгане разводили костры, прыгали через них, ныряли в Усолку, плели большие венки и с песнями под гитары, цимбалы и скрипки, водили вокруг березок хороводы. Тасеевцы, особенно молодежь, охотно участвовали в цыганских затеях. После Ильиного дня табор откочевывал. И так повторялось из лета в лето. Перед войной цыгане не появились, но в памяти остались – поляна, где стояли они табором и ныне зовется таборщиной. И сюда, с приходом жары, являются многие односельчане – позагорать, понырять с облесенного обрыва, поплескаться в омывающей его тихой заводи. А недавно, 6 июля, за четыре часа до полуночи современники собрались в ожидании выхода из Усолки Царя воды. Обидно, что среди них выделялся лишь один Иван (а раньше их сколько было!) И все же веселым и радостным было ожидание, в чем заслуга работников культуры. С народом они водили хороводы, пели песни. Устраивали разные розыгрыши. С легкостью народ отыскивал на дне речном камушки, а потом уже с берега ловко кидал их в руки своих вожаков, застывших в одеждах в речке по пояс. Даже фигуры из синхронного плавания освоили тасеевцы. Кружечкой носили усольскую водицу в сосуды. В ластах собирали на берегу разбредшихся невест. И обнаружили в своих рядах сказочных Русалу (в костюме Русалочки), Снежану (травницу) и умельца по плетению венков.
Жарко стало на берегу, хотя погода прохладная была и одежда у многих мокрая – всем чертям на зависть. И они поддались общему веселью. Мог ли их хозяин усидеть под корягой? Явился Водяной к людям на лодочке, пообщался с ними и остался на берегу.
| |
|
Поделиться новостью >>> |
|
Дата: 27 Ноя 2024 | Закреплено| Разное | |
| |
|
Всего комментариев: 0 | |