Забота о ребенке начиналась еще до его рождения. Наши предки старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей – как естественных, так и, как бы мы сейчас сказали, от сверхъестественных. Если муж был в отъезде, то жена подпоясывалась его поясом и ночью укрывалась его одеждой, чтоб сила мужа оберегала ее.
В последний же месяц перед родами, женщине не разрешалось
выходить со двора, а порой даже из дома. Считалось, что в доме ее сбережет домовой и священный огонь в печи. О наступившей беременности и о сроке родов старались ни кому не упоминать.
Сама женщина, ждущая ребенка, считалась любимицей богов приносящей счастье. Вот наступал срок появиться ребенку на свет. Наши предки верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу между мирами мертвых и живых – что по мнению славян подвергало женщину, как и людей находящихся рядом с ней опасностью. Поэтому рождение происходило не в доме, а чаще всего на отшибе двора, в бане. Для облегчения родов женщине расплетали волосы, а в доме открывали двери, сундуки, развязывали узлы и даже открывали замки.
У славян роженице обычно помогала не молодая и опытная в этих делах женщина. Кроме того при родах не редко присутствовал муж, который поддерживал жену в сей трудный момент жизни.
И вот дитя благополучно появилось на свет. Если родился мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле. Девочке на веретене. Даже здесь у наших предков прослеживается символизм – топор и веретено символизировали мужскую и женскую деятельность, которую в будущем будет выполнять ребенок. Пуповину перевязывали льняной ниткой с волосами родителей. Пеленкой мальчику служила отцовская рубаха, девочке – материнская.
Существовал у славян обычай окунать младенца в воду. Ученые видят здесь ритуал приобщения нового человека к космосу. Глава семьи торжественно выносил новорожденного и показывал его – Небу и Солнцу, Огню и Месяцу, прикладывал к Земле-Матушке и окунал в воду. Таким образом, малыша «представляли» всем божествам вселенной, всем ее стихиям, отдавая под их покровительство.
|