Время идет. Прошло пять недель Великого поста и наступила шестая предпасхальная неделя, которую в народе называют «Вербной», «вербицей». После неё следует Страстная седмица. В воскресенье седьмой недели Великого поста празднуется Пасха. Вербное воскресенье. Почему его так назвали, и что произошло в те далекие времена, ставшие же историей?
История праздника Иисус Христос за неделю до Пасхи совершил торжественный (царский) вход в Иерусалим. В память этого события и установлен у нас праздник Вход Господня. Название Царский выражает царскую власть Спасителя, Который есть Бог и Царь всего мира. Его вход в Иерусалим был подобен шествию царскому. Вербным же Вход называют потому, что ветви вербы используют при торжестве этого праздника.
Вход Господня в Иерусалим совершился следующим образом. Когда Он с учениками приближался к Елеонской горе, то отправил двух апостолов в ближайшее селение, приказав им отвязать привязанную там ослицу с ослёнком и привести животных к Нему. Если же кто-то спросит: для чего отвязываете? – сказать: Господь требует. Апостолы пошли в селение и действительно встретили там привязанную ослицу, а возле неё – молодого ослёнка. Когда они отвязали животных, хозяин спросил: «Для чего отвязываете?» Ученики сказали, что так потребовал их Учитель, и хозяин не стал им препятствовать…. Даже в этой ситуации сила слова Иисуса Христа доказывает Его царскую власть.
На молодого осла постлали одежду. На него сел Иисус Христос и отправился в Иерусалим. Путь к городу лежал через Елеонскую гору. Когда путники поднялись в гору, Иерусалим был на виду. Апостолы были поражены величием своего Учителя и называли Его Царем Израилевым и Благословенным. Когда путники приблизились к городу, к ним навстречу вышло бесчисленное множество людей. Одни от радости снимали с себя одежды и устилали ими путь, по которому следовал Господь, а другие резали ветви и бросали их на дорогу. Со всех сторон бежал в смятении народ и кричал: «Спасение Сыну Давидову! Благословен во имя Господне, Царь Израилев! Мир на Небе и слава в Вышних!»
В субботу, накануне Вербного воскресенья, служится большое богослужение, во время которого вспоминают как народ, любивший Христа, торжественно встречал его по дороге. Верующие в церковь приносят веточки вербы, протягивая их Христу со словами: «Осанна (Спасение) Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне». Также во славу Божию принято зажигать свечи и всю службу стоять с ветвями и зажженными свечами. Священник окропляет их святою водою, а Господь благословляет. После богослужения свечи и веточки вербы относят домой и хранят около икон.
Традиция приносить веточки вербы в храм на Вход Господня в Иерусалим связана с тем, что к этому времени обычно бывает ещё холодно, а в некоторых местах только начинает сходить снег с полей. Зачастую верба – единственное дерево, которое начинает к этому времени расцветать, выпуская на своих ветках маленькие беленькие комочки. Не имея пальмовых ветвей и считая это чудо Божьим даром, в этот день мы приносим Христу то, что имеем, – веточки вербы, а праздник называем Вербным воскресеньем.
|